Будущий первоклассник |
Уважаемые родители!
Специалисты нашего детского сада подготовили для вас ряд тематических консультаций, с которыми вы сможете познакомиться на нашем сайте. Также Вы можете получить индивидуальную консультацию и ответы на интересующие вас вопросы.
На базе нашего учреждения работает городской ресурсный центр "Будущий первоклассник" http://angelina.usite.pro/index/budushhij_pervoklassnik/0-5 )
Городской РЦ "Будущий первоклассник" помогаем педагогам города дошкольных учреждений грамотно и правильно подготовить детей и родителей выпускников ДОУ, к школе. Цель деятельности работы РЦ "Будущий первоклассник": Повышение компетентности педагогов в области осуществления программы предшкольного образования с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС, диссеминация ППО в образовательную практику системы предшкольного образования города Тынды.
Что такое готовность к школьному обучению?
Бытует представление о том, что подготовка к школе - это обучение детей читать и считать до школы. Ложное представление о подготовке старших дошкольников к школе нанесло и продолжает наносить непоправимый урон множеству первоклассников: чем больше их к ней готовят (указанным способом), тем меньше они к ней готовы.
В чём же заключается готовность к школе и как её достигнуть? Готовность к школе состоит из физиологической и психической готовности.
Физическая готовность определяется исходя из показателей здоровья и выносливости, чтобы интеллектуальные и физические нагрузки при обучении не были для ребёнка чрезмерными и нанесли вред детскому организму.
Психологическая готовность к школьному обучению - комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
• мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
• определённый уровень развития произвольного поведения (работа по образцу и правилу; соподчинение мотивов поведения и деятельности), позволяющие ученику выполнять требования учителя;
• определённый уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребёнком простыми операциями обобщения;
• хорошее речевое развитие (устная речь, понимание воспринимаемого на слух текста и фонематический слух).
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребёнок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью нескольких несложных заданий.
Консультация для родителей «Скоро школа. Обратите внимание!». (учитель-логопед Стаценко Л.В.)
Уважаемые родители! Совсем немного времени осталось, как ваш малыш станет первоклассником. Зачастую, в школе, могут возникнуть трудность в обучении и необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребёнка родителями. Мы предлагаем Вам типичные трудности в усвоении материала (причины и феноменологию), которые помогут вам обратить внимание на проблемы в обучении в школе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ |
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
1. В письменных работах пропускает буквы. |
1. Низкий уровень развития фонематического слуха. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Несформированность приемов самоконтроля. 4. Индивидуально – типологические особенности личности. |
2. Неразвитость орфографической зоркости. |
1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). 3. Низкий уровень объема и распределения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Слабое развитие фонематического слуха. |
3. Невнимателен и рассеян. |
1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Низкий уровень объема внимания. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Преобладающая мотивация учения – игровая. |
4. Испытывает затруднения при пересказе. |
1. Несформированность умения планировать свои действия. 2. Слабое развитие логического запоминания. 3. Низкий уровень речевого развития. 4. Низкий уровень развития образного мышления. 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). 6. Заниженная самооценка. |
5. Неусидчив. |
1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Индивидуально – типологические особенности личности. 3. Низкий уровень развития волевой сферы. |
6. Трудно понимает объяснение с первого раза. |
1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Низкий уровень развития общего интеллекта. |
7. Постоянная грязь в тетради. |
1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Недостаточный объем внимания. 4. Низкий уровень развития произвольности. |
8. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы. |
1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. |
9. Постоянно забывает дома учебные предметы. |
1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. |
10. Плохо списывает с доски. |
1. Несформированность предпосылок учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень переключения внимания. 4. Недостаточный объем внимания. 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти. |
11. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо. |
1. Низкая скорость протекания психических процессов. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Низкий уровень развития произвольности. |
12. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. |
1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого. 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности. |
13. Постоянно переспрашивает учителя. |
1. Низкий уровень объема внимания. 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания. 3. Низкий уровень развития переключения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность умения принять учебную задачу. |
14. Плохо ориентируется в тетради. |
1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук. |
15. Поднимает руку, а при ответе молчит. |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 2. Заниженная самооценка. 3. Низкий уровень развития произвольности. |
16. Опаздывает на уроки. |
1. Несформированность приемов самоконтроля. 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Возможные трудности в семье. 5. Причины вторичной выгоды. |
17. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест. |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 2. Преобладающая мотивация учения – игровая. 3. Индивидуально – типологические особенности личности. 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность приемов учебной деятельности. |
18. Испытывает страх перед опросом учителя. |
1. Заниженная самооценка. 2. Возможные трудности в семье. 3. Внутреннее стрессовое состояние. 4. Индивидуально – типологические особенности личности. |
19. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует. |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 2. Преобладающая мотивация учения – игровая. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Несформированность приемов учебной деятельности. |
20. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время. |
1. Отсутствует учебная мотивация. 2. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 3. Заниженная сомооценка. 4. Внутреннее стрессовое состояние. 5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР. |
21. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями. |
1. Возможные трудности в семье. 2. Перенесение функции матери на учителя. 3. Особенности развития «Я – концепции». |
22. Долгое время не может найти свою парту. |
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития образного мышления. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень сформированности произвольности. 5. Низкий уровень развития самоконтроля. 6. Низкий уровень развития долговременной памяти. 7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий). |
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
Предлагаем вашему вниманию список необходимого минимума того, что ребенок должен знать к школе.
1. Общее развитие
•знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
•знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
•знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
•ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
•иметь представления о природных и погодных явлениях;
•знать основные цвета;
•знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
•уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
•знать праздники;
•уметь рассказать, чем он любит заниматься;
•самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
2. Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
•правильно держать ручку и карандаш в руке;
•проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
•обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
•уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
•копировать с образца геометрические фигуры;
•уметь продолжить штриховку рисунка;
•уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
3.Формирование элементарных математических представлений.
•счет до 20 и обратно;
•порядковый счет до 10;
•соотнесение картинки и числа;
•ориентироваться на листе тетради, пространственные отношения (право, лево, низ, верх, над, под...);
•сравнение чисел;
•знаки +,-,>,<,=;
•состав чисел до 10;
•решение примеров;
•выделять группы предметов по признакам;
•знать геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, полукруг, многоугольник)
4. Обучение грамоте
•уметь слышать звуки, характеризовать их;
•знать изученные буквы;
•определять позицию звука в слове;
•составлять предложения из 3-4 слов;
•составлять рассказ по картине;
•располагать картинки в определенной последовательности;
•подбирать родственные слова;
5.Окружающий мир
•знать названия домашних и диких животных, фрукты и овощи, мебель, профессии, птицы, рыбы, предметы быта, одежды, обуви, транспорт...
•знать времена года, названия месяцев, дни недели;
•имя, отчество родителей, домашний адрес.
РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА
Для первоклассника может быть рекомендован следующий режим дня.
07.00 - подъём. В разных школах занятия начинаются по-разному, но в большинстве - в 08.30, это значит, что ребёнок должен попасть в школу в 08.15.
07.00 - 07.30 - самообслуживание, гимнастика, водные процедуры, уборка постели.
07.30 - 07.50 - завтрак. На завтрак оставляйте 20 минут, чтобы ребёнок не только завтракал, но и успел вымыть за собой посуду.
07.50 - 08.15 - дорога в школу. Приводите ребёнка за 15 минут до начала занятий - ребёнок должен знать, что он не опаздывает, у него есть время спокойно раздеться, переобуться.
08.30 - 12.30 занятия в школе.
12.30 - 13.30 - дорога из школы, прогулка.
13.30 - 14.00 - обед.
14.00 - 15.00 - послеобеденный сон или отдых. Физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность. В это время лучше отдыхать. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но есть и такие дети, для кого лучшим отдыхом будет движение.
15.00 - 16.00 - прогулка, игры, помощь по хозяйству.
16.00 - 16.15 - полдник.
16.15 - 17.15 - выполнение домашних заданий. Чтобы ребёнок меньше уставал, чередуйте выполнение письменных и устных заданий. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут, поэтому необходимо делать паузы (физкультминутки под музыку) для сохранения работоспособности.
17.15 - 19.00 - прогулка, полезный труд.
19.00 - 20.00 - ужин, свободное время. Больной вопрос телевизор: не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лёжа, а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана.
20.00 - 20.30 - приготовление ко сну. Следить, чтобы перед сном ребёнок почистил зубы, умылся. Не забудьте проветрить комнату. Глубокий сон, продолжительность которого определена для детей 7-ми летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.
Читать статью "Режим дня первоклассника" полностью (автор Чекашкина О.Ю., воспитатель МДОБУ №11)
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Физические упражнения используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
Для осуществления физического воспитания рекомендуется применять следующие виды упражнений:
• гимнастика, включающую строевые и общеразвивающие упражнения;
• основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие);
• танцевальные движения;
• подвижные игры - сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, баскетбол, хоккей, футбол и др.);
• спортивные упражнения (велосипед, плавание, самокат, лыжи и др.);
• простейший туризм - длительные пешие прогулки, походы.
Наряду с упражнениями применяются психогигиенические факторы и естественные силы природы.
Психогигиенические факторы: общий режим, отдых, питание, сон, гигиена одежды, обуви. Все это повышает эффективность воздействия физических упражнений и обеспечивают психофизиологический комфорт ребенка. Используются в качестве дополнительного средства физического воспитания.
Естественные силы природы: солнце воздух, вода усиливают положительное влияние упражнений на организм, повышают его работоспособность, используются для закаливания.
Создавайте возможность для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и закаливающих процедурах, учите бережному отношению к своему организму, приучайте к здоровому и полезному питанию.
Выполняйте вместе с детьми физические упражнения, создайте условия для двигательной активности в домашних условиях.
Развивайте у ребенка интерес к различным видам спорта: катанию на коньках, лыжах, езде на велосипеде, плаванию и др.
Гаврилова Олеся Александровна,
воспитатель МДОБУ «ДС №11»Белоснежка»
ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСЕКА
Часто для диагностики поступающих в школу детей используют тест Керна – Йирасека.
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Еще статьи для родителей будущих первоклассников:
- Статья "Это необходимо знать родителям будущих первоклассников" (автор Гаврилова Олеся Александровна,воспитатель МДОБУ №11) читать
- Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет" ( автор Чекашкина Олена Юрьевна, воспитатель МДОБУ №11) читать
- Статья "Как научить ребенка любить читать" (автор Стаценко Лидия Владимировна, учитель-логопед МДОБУ №11) читать
- Статья "Речевая готовность ребенка к школе" (автор Гаврилова Олеся Александровна, воспитатель МДОБУ №11) читать
- Статья "Современные дети: какие они?" (автор Карпенко Евгения Герасимовна, заместитель заведующего МДОБУ №11) читать