Телефон: 8(41656) 5-46-70
E-mail: tnd_ds_11@obramur.ru

СТРАНИЦА ЛОГОПЕДА

ФИО Стаценко Лидия Владимировна
должность учитель-логопед
образование 1.Благовещенский пед. колледж № 1, 2001, спец. Преподавание в нач. кл. с доп. подготовкой в обл.муз.воспит.; кв. учитель нач.классов с доп.подготовкой в обл.муз.воспитания;  2.Высшее, БГПУ, 2006 г, спец. «Логопедия», кв. учитель-логопед
категория высшая
стаж (О\П) 19\18
КПК
  • Санкт-Петербург «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС»,2015
  • ООО "Центр инновационного образования и воспитания" по теме "Цифровая грамотность педагогического работника", 2021
  • ООО "Центр инновационного образования и воспитания" по теме "Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций..", 2021
  • ООО "Центр инновационного образования и воспитания" по теме "Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях, 2021
  • ООО "Центр развития компетенций Аттестатика" по теме "Внедрение Федеральной  адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: требования и особенности организации образовательного процесса", 2023
  • ООО "Инфоурок" по теме "Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования", 2023
  • ООО "Инфоурок" по теме "Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС", 2022
адрес эл. почты statsenko.lidia@yandex.ru
награды •Почётная грамота Администрации города Тынды, 2011 г.
•Грамота Амурской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2013 г.
•Почётная грамота министерства образования и науки Амурской области, 2014 г.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Учитель-логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений:
1) нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) нарушения голоса (дисфония, афония);
4) недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
5) нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Итак, Вам необходимо обратиться за  помощью к  профессиональному логопеду  если:
- в  2 - 3 месяца у ребенка не наблюдается гуление;
- в 6-7 месяцев отсутствует лепет;
- в 1 год малыш не пытается произносить слова;
- в 2 года отсутствуют  слова и фразы в речи вашего малыша;
- в 3 года консультация логопеда  рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет;
- в 5 лет ребёнок испытывает трудности в построении фраз и предложений, в пересказе небольших сказок, рассказов, придумывании своих историй.
Предлагаем Вашему вниманию тест...смотреть консультацию далее

Мифы о логопедии

Миф 1. Логопед - это кто? Врач? 
Этот миф широко распространен. Однако это не совсем так, логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Логопед не лечит, он исправляет, его задача - коррекция, компенсация и дальнейшая адаптация. Хотя работать он может и в паре с врачом, что приблизит вас к наилучшему результату скорее.
Миф 2. Зачем нужен логопед? Поставить звуки могут и родители.
Каждый ребёнок индивидуален, есть много нюансов, которые может услышать и понять только специалист. Например, можно научить произносить звук [Р], опуская кончик языка за нижние зубы. А это - неправильно: надо, чтобы язык был за верхними зубами, не падал вниз и не выходил между зубов. Воздушная струя идет по языку, и возникает вибрация его передней части.
Если у ребёнка сложности с произнесением звуков, лучше показаться логопеду. Переучивать намного сложнее, чем учить. 
Миф 3. Пойдёт в сад - сам научится.
Некоторые родители считают, что даже если есть проблемы с речью, то все они решатся в детском саду. Ведь ребёнок попадает в другую среду и ему придется много общаться с воспитателями и сверстниками. На самом деле, речь обогащается только в том случае, если ребёнок уже неплохо говорит. Первые дни в детском саду для любого ребенка - стресс. И если говорящий малыш, как правило, эмоционально проходит адаптацию, протестует, с чем-то не соглашается и т.д., то для неговорящего или плохо говорящего ребёнка этот стресс может вылиться в другие формы: он может замкнуться в себе, меньше общаться, испытывать сложное психологическое состояние. С очевидными нарушениями речи, все это может сказаться на формировании его логического и словесного мышления, будет происходить «сбой» в анализе, сравнении, обобщении и других важных навыках. Вот почему перед поступлением в сад важно проконсультироваться с логопедом - убедиться, что с речевым развитием все хорошо или получить от него полезные советы и рекомендации по коррекции.
Миф 4. Ребёнок сам в школе научится все правильно выговаривать
На самом деле, чем позже будут поставлены звуки, тем труднее будет закрепить этот навык. По логопедическим нормам все звуки должны быть сформированы до школы, к 6-ти годам.
Миф 5. Логопед работает только с языком.
Конечно, основной акцент работы логопеда - на развитии артикуляционной моторики. Но общая моторика, движения пальцев, умение распознавать буквы на письме тоже влияют на речь. Над развитием этих компонентов тоже работает логопед.
Ещё речь неразрывно связана с вниманием, памятью, мышлением, воображением - а значит, их тоже развивает логопед.
Миф 6. Логопед на занятиях только играет.
И это - правда! Как правило, логопеды занимаются с детьми дошкольного возраста. У таких детей ведущий вид деятельности - игра. Поэтому на занятиях ребёнок:
•Жужжит, как пчёлка.
•Гудит, как грузовик.
•Играет с куклами.
•Строит башни.
•Играет с мячом и т.д.
Так он вовлекается в работу и осваивает необходимые речевые навыки.
Миф 7. Если ребёнок не говорит, логопед не нужен.
В этом случае работа логопеда важна вместе с работой других специалистов - неврологом, остеопатом, физиотерапевтом, психологом и другими, а главное - родителями. Логопед не лечит ЗРР, но он является частью большой работы, которая будет проводиться с ребёнком на всех уровнях языковой системы.
Миф 8. С логопедом нужно заниматься строго сидя за столом.
Опять ошибка! Существует множество упражнений, которые происходят в движении. Это не только приносит пользу, но и делает процесс увлекательнее.
Миф 9. Почему звуки не ставят за 1-2 занятия?
Некоторые мамы слышали от других мам, как ребёнку быстро поставили звук и требуют, чтобы их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Такое, конечно, бывает, но очень редко. Ведь у каждого ребёнка свой темп развития, характер, темперамент. Быстрых и качественных результатов можно добиться только при регулярной и комплексной коррекции.
Миф 10. Если пропустим занятие -ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания логопеда».
На самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность.

Консультация для родителей «Ох, уж эта уздечка!»

В моей практике часто случаются курьезы, особенно когда направляешь родителей на консультацию к хирургу. И, если молодых мам и пап вовремя не просветить, кто знает, к какому врачу они могут отвести ребенка, чтобы подрезать уздечку. В данном случае речь идет о хирурге – стоматологе, а уздечку необходимо подрезать под языком, а ни в каком-нибудь ином месте.
Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточной длине ребенок не может правильно произносить звуки, требующие подъема языка верх ([р], [л], а иногда [д], [т], [ж]).
Об укороченной уздечке языка могут свидетельствовать следующие факты:
•Ребенок не может свободно поднять язык вверх при широко открытом рте (не обязательно  доставать  до носа). В норме ребенок может высоко поднять язык вверх, не подпирая, не поддерживая его нижней губой.
•Наследственный фактор (кто-то из родителей не выговаривает звук [р], заменяет его горловым (говорит как француз) или одноударным вариантом, или звук [л]).
•Ребенок не умеет цокать или цокает с трудом. Рот при этом широко не раскрывает,«цоканье» некачественное.
•Ребенок плохо ест, с трудом пережевывает пищу.
Уздечка языка хорошо растягивается в результате выполнения определенных упражнений:
- «Лошадки» Рот приоткрыт. Пощелкать языком за верхними зубами, изображая цоканье копыт.
- «Грибок».  Рот приоткрыт. Присосать язык за верхними зубами, на альвеолах. Не отрывая язык от неба, открывать рот все шире и шире, пока язык сам, щелкнув, не оторвется от альвеол. Инструкция: «Присоси язык. Это буде гриб. Открывай  рот все шире и шире – гриб будет расти. Твоя задача вырастить гриб покрупнее».
- «Маляр». Рот приоткрыт. Языком поглаживаем нёбо вперед – назад. «Язык – это кисточка, которой мы красим потолочек.»
Уздечка языка считается выправленной, когда эти упражнения выполняются при ширине рта, достаточной для произнесения звука [э].
Нужно ли подрезать уздечку языка? Окончательный ответ на этот вопрос должны дать: учитель-логопед детского сада или хирург-стоматолог.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи. читать далее

Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения

Скороговорки (чистоговорки)  – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками. Их роль как речевого материала в развитии детской речи чрезвычайно велика. Скороговорки способствуют улучшению дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков читать далее

 

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто  причиной  дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».
Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.
Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут  навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. 
Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.
Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

Что делать родителям, если у ребенка появилось заикание, запинки?

Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, стоит обратиться к логопеду. В случаях отклонений от нормы речевого развития: в том числе, в сторону ускорения речевого развития, приведенные рекомендации необходимо стараться соблюдать в период всего дошкольного детства ребенка. Уважаемые родители, помните, заикание всегда легче предотвратить, чем корректировать! 

  • Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему. 
  • Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период. 
  • Если появлению заикания способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную.  
  • Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить. 
  • Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
  • Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список. читать консультацию полностью

Тесты:

  1. "Готов ли ваш ребенок к письму?"
  2. "Готов ли ваш ребенок к чтению?"

Консультации:

Краткий словарь логопедических терминов

Алалия –отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Брадилалия –патологически замедленный темп речи.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития  от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
Тахилалия –нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
Тремор –ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы. весь словарь